Ассоциация много, активно и плодотворно работает над созданием системы управления качеством в стоматологической отрасли.
Заслуженно приобретая популярность среди профессионального сообщества России, Ассоциация стала площадкой для внедрения инновационных технологий и методов управления в сфере здравоохранения.
В 2008 г. наши заслуги в области разработки системы управления качеством стоматологических услуг были отмечены Грантом Президента РФ.
В 2012 г. выиграли в острой конкурентной борьбе тендер Правительства РФ на разработку автоматизированной системы управления медицинской организацией «АСУСТОМ», с успехом справившись с заявленной задачей.
Актуальность этих проблем периодически подтверждает как высшее руководство страны, реагируя на усиливающуюся неудовлетворенность населения качеством получаемых медицинских услуг, так и жесткая конкурентная среда, требующая от стоматологических организаций более качественной работы.
По результатам опроса руководителей стоматологических организаций, проведенного внутри нашей Ассоциации, 87% из них считали, что несовершенство системы управления и организационной структуры — это главная проблема их развития.
Началом осмысленного погружения в вопросы управления качеством можно считать 2006 г., когда Ассоциацией совместно с ЦНИИС и ЧЛХ, под руководством директора института А.А. Кулакова и при активном участии Минздрава России была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Управление качеством в стоматологии».
Именно на этом мероприятии многие руководители впервые узнали о возможности системного, процессного подхода к управлению стоматологической организацией, о существовании международных стандартов качества ISO серии 9001:2000. Из обилия значений и понятий «качества», подходов к его достижению было сформулировано близкое и понятное нам определение.
Для нас «качество» в деятельности стоматологической организации — это четкое, обязательное выполнение нормативных, законодательных требований при достижении удовлетворенности пациента. Справиться с этим медицинская, как и любая другая организация, может только при внедрении системы управления качеством (СМК), системы, разработанной на основе и с учетом мирового опыта, признанных международных стандартов, учитывающей особенности российского законодательства и экономики.
В основе СМК должны лежать прописанные для каждого сотрудника медико-технологические процессы, с инструкциями и правилами, определяющими его должностные обязанности. Когда в организации регламентированы и стандартизованы все функции, обозначены контрольные точки измерения качества их исполнения, появляется возможность сформировать сбалансированную систему показателей, необходимую для эффективного управления.
СМК также должна обеспечивать:
• определение оптимальной организационной структуры в наибольшей степени приспособленной к решению стратегических задач и реализации всех функциональных направлений деятельности;
• снижение производственных издержек за счет контролируемого регулирования затрат;
• наличие количественных показателей качества, когда качество работы сотрудника, отделения, медицинской организации в целом становится измеряемым и управляемым;
• возможность предотвращения ошибок, сбоев при выполнении медико-технологических процессов путем оценки качества выполнения наиболее важных этапов;
• возможность каждому приступающему к работе сотруднику изучить и в процессе их выполнения следовать четко прописанным инструкциям, без ненужного и часто рискованного «творчества»;
• использование при определении размеров оплаты труда персонала показателей качества работы. Пациент, выбирая медицинскую организацию с сертифицированной СМК, получает подтверждение способности оказывать стоматологическую помощь стабильно качественной.